Машинисты поездов «стареют», когда сбивают пешеходов на рельсах

В середине марта в Сети появилось очередное сообщение о подростках-зацеперах, которые с "приключениями" добирались до Сызрани. В тот раз мальчишки остались живы. Но зачастую случается так, что человек гибнет, неаккуратно переходя железнодорожные пути или гуляя по рельсам. Как правило, жалеют погибшего, его родных - но кто подумает о машинисте?

На железной дороге работает целый штат психологов, который помогает локомотивным бригадам справляться со стрессами. О ситуациях на дорогах рассказала "Комсомольская правда".

Всем, кто водит автомобиль, знакомо чувство, когда внезапно на дорогу выбегает пешеход. У водителя - сердце в пятки, колеса визжат, руль буквально вырывается из рук... Но пешеход при этом жив и отделывается легким испугом.

На железной дороге все не так. Там, если машинист увидит перескакивающего через рельсы человека и вдарит по тормозам, это вряд ли спасет пешехода. Поезд не может резко остановиться. Железнодорожники постоянно об этом напоминают, однако, судя по тому, что ЧП продолжаются, люди их не слышат.

НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ

Если уж люди готовы рисковать собственной жизнью, то трудно ждать от них сочувствия к машинисту, который и так испытывает серьезные нагрузки, ведя поезд со скоростью до двухсот километров в час и отвечая за жизни пассажиров. Поезда следуют по расписанию, они не замедляются перед каждым железнодорожным переездом или переходом. Единственное, что может сделать машинист, - погудеть. Что он и делает. И этим часто спасает жизни.

О том, что такое экстренное торможение, нам рассказал машинист электровоза с 35-летним стажем Владимир Донцов.

- В 1978 году окончил училище, устроился в депо помощником машиниста, - кратко сообщил о себе Донцов. - После армии в 1981-м стал машинистом. На всех видах поездов поработал. Сейчас вожу состав, следующий по маршруту Москва - Хельсинки.

Владимир садится за тренажер, который копирует кабину электровоза. На нем отрабатывают навыки управления поездом, в том числе экстренное торможение. На тренажере стоит контрольно-локомотивное устройство без-?опасности - КЛУБ. Если машинист заснет или что-то другое с ним случится, система автоматически остановит поезд. На другом тренажере на экране, имитирующем вид в лобовом стекле, можно также установить время года, суток, погоду, увидеть не просто абстрактную картинку, а реальный участок железной дороги. 

- Задаю скорость, например 120, нажимаю кнопку «авторегулирование», и дальше поезд едет сам, - подробно объясняет Владимир. - На панели стоит электронная система безопасности со световой индикацией. Пока горят зеленые сигналы, все нормально. Если зеленых становится меньше, значит, впереди помеха, надо сбросить скорость. Правда, людей на рельсах эта система не видит.

Донцов настраивает программу, и на экране собираются тучи, начинает лить дождь, потом валит снег. Видимости никакой. А тут еще сгущаются сумерки, за стеклом не видно ни зги. Но хватит экстрима, на экран возвращается солнце. Вдруг зеленые лампочки начинают исчезать, загорается красная, и наш инструктор резко рвет вниз ручки тормоза.

- Это и есть экстренное торможение, - улыбается он.

Да? А мы продолжаем ехать как ни в чем не бывало. Смотрим по секундомеру, через сколько остановится поезд, мчавшийся со скоростью 120 километров в час. Наконец шпалы перестают мелькать. Прошло 45 секунд. Тормозной путь - полтора километра. Как говорится, без комментариев.

«ТЫ ТОЛЬКО СИДИШЬ И ЖДЕШЬ»

- Был случай, я двух пацанов сбил, - вспоминает Владимир Донцов. - Они вышли из-за стоящего поезда с магнитофоном, только он мне в лобовое стекло и влетел. А от них ничего не осталось. Сколько лет работаю - люди так же беспечны, даже хуже стало: надевают наушники и не слышат гудка. Что может сделать машинист? За долю секунды он применяет экстренное торможение, подает песок на колеса, а успеет поезд или нет, от машиниста не зависит. Ты только сидишь и ждешь.

- Если произошел наезд, машинист должен выйти, оказать помощь пострадавшему или убрать тело?

- Двое не могут покидать кабину, помощник машиниста идет вместе с начальником поезда убрать тело, чтобы освободить путь, или, если человек жив, оказать первую помощь. Если надо, кладут раненого на носилки, заносят в вагон, везут до ближайшего населенного пункта. Однажды в Угловке человек побежал за пивом, поскользнулся, ему ногу отрезало. Занесли в поезд, довезли до Малой Вишеры, там скорая помощь приехала. Дело неприятное, конечно.

- Видите, пешеход побежал? - показывает Владимир Донцов. - Так и в жизни. У меня на Пасху как раз в этом месте человек вышел на рельсы и начал танцевать - явно пьяный. Я только собрался тормозить, а он ушел. Если бы затормозил, был бы сбой движения, разбирательство с диспетчером, дежурным. А время-то идет, мне не нагнать упущенное. Послал помощника посмотреть, а она вскочила и побежала в лес. Видимо, была в шоковом состоянии. Так помощник ее и не догнал. Хотя машинист невиновен в таких наездах, железная дорога все равно возмещает ущерб пострадавшим и их семьям.

Стрессы оставляют рубцы

Работа машиниста поезда - не для слабонервных. Таких туда и не берут. Перед тем как попасть в локомотивную бригаду, машинисты и их помощники сдают многочисленные психологические тесты. И после этого находятся под контролем штатных психологов.

Как происходит отбор в локомотивные бригады и какую психологическую помощь получают их работники, нам рассказала начальник лаборатории психофизиологического обеспечения дорожной клинической больницы Дарья Фрейдинова.

- Какие тесты сдают машинисты и их помощники?

- Мы проверяем бдительность, переключение внимания и стрессоустойчивость. Также исследуем объем внимания, скорость реакции, реакцию на движущийся объект и личностные особенности. Потом даем рекомендации, кто с кем сможет работать в паре. Машинист и помощник должны дополнять друг друга. Еще есть тест «Диагностика межличностных диспозиций». В нем определяется, как можно сопоставлять двух работников по таким критериям, как аффилиация, доминантность, враждебность. Важно, чтобы доминантность помощника не была выше, чем у машиниста.

- Одна из самых стрессовых ситуаций на дороге - наезд. Как вы помогаете работникам бригад пережить это?

- Если не удалось предотвратить наезд, нам обязательно сообщают об этом случае. В течение трех дней мы должны встретиться с локомотивной бригадой. Важно выслушать и остаться на ее стороне, потому что человек находится в стрессе, да еще и чувствует себя виноватым. Должно пройти время, прежде чем он поймет, что сделал все, что от него зависело. И тогда он сможет выдохнуть и принять необратимое.

- Люди сами приходят за помощью или это их обязанность?

- Их направляют сюда. Мы в любом случае видим каждого работника раз в три месяца во время короткого обследования, которое называется динамический контроль функционального состояния. Если тесты показывают, что сотрудник переживает, назначаем курс реабилитации.

- Чаще приходят к вам или справляются сами?

- В большинстве случаев люди справляются, остаются активными и работоспособными. В локомотивных бригадах работают только мужчины, они эмоционально более стабильные, но в то же время закрытые. Им сложно обращаться за помощью. Мужчины не плачут. Хотя накопление стрессового опыта старит. Они стараются очень хорошо работать за счет волевых усилий, а внутри остается много рубцов.

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов