Как оторвать ребенка от смартфона?

 Не можете оторвать ребенка от смартфона? Не удивительно. И дело не в том, что дети сейчас не такие, как десять или двадцать лет назад.

Безусловно, новое поколение, родившееся в эру смартфонов, безлимитного интернета и доступной мобильной связи, воспринимает мир немного по-другому, по-другому общается и заводит друзей, но это не делает настольные игры, футбол с друзьями во дворе или прогулку с подружками менее интересными. Так почему же подростки меньше гуляют и больше сидят в соцсетях, а когда все-таки выбираются во двор или в кафе, сидят, уткнувшись в экраны?

 Ответ достаточно прост: разработчики приложений для смартфонов и планшетов создали впечатляющую систему мотивации, которая и не дает детям отложить телефон.

 Рассмотрим более подробно, как все устроено. Подавляющее большинство соцсетей и мессенджеров бесплатны. Доход они получают за счет рекламы и продажи данных о пользователях. Чем больше времени пользователь проводит в приложении, тем больше рекламы он видит и больше данных генерирует. За пользование приложением мы расплачиваемся не деньгами, а временем и вниманием. Подобно тому, как производители товаров тратят огромные деньги на маркетинг и создание образа бренда, компании тратят огромные деньги на UX-исследования (изучение того, как сделать сайт или приложение привлекательнее и проще), AB-тестирования (широкомасштабные сравнительные исследования о том, какая реклама генерирует больше прибыли и какие приемы заставляют пользователей проводить больше времени в приложении) и нанимают психологов и специалистов по когнитивным, поведенческим и нейронаукам, чтобы удерживать внимание пользователя на своем приложении как можно дольше.

 Это не шутка – именно глубокое понимание человеческого мышления и поведения дает этим приложениям возможность быть более конкурентоспособными и удерживать пользователей как можно дольше, получая от них как можно больше времени и внимания. И это касается не только детей: например, Uber использует психологические механизмы, такие, как бейджи (они же «ачивки» или достижения) и сообщения о том, что водителю осталось совсем немного, чтобы заработать определенную круглую сумму, чтобы мотивировать водителей ездить больше и выходить на работу чаще, а Netflix заставляет зрителей смотреть сериалы серия за серией без отрыва, просто загружая новую серию и не спрашивая перед началом воспроизведения. Сами по себе эти психологические трюки не плохие и не хорошие: так, «стрики» (последовательность дней, когда вы достигаете определенной цели) и «ачивки» используются, например, в программе для изучения языков Duolingo, чтобы мотивировать студентов, а соревновательный момент в Mi Fit заставляет вас больше думать о физической активности.

Быть сегодня лучше всех — неплохая мотивация

 Дети по природе своей более азартные и более наивные, а потому для детской аудитории такие приемы наиболее эффективны. Мы увидим, как все это работает, на примере одного из набирающих среди детей популярность приложений – Snapchat. Это приложение по ряду причин мы считаем не самым подходящим для детей и подростков. Оно мало чем отличается от любого другого мессенджера, но его главные «фишки» создают серьезные риски всем его пользователям, особенно школьного возраста. Функция Snap Map, которая позволяет контактам ребенка видеть его точное местоположение, и фокус на обмене фотографиями-селфи, которые, по идее разработчиков, исчезают из памяти вместе с любыми другими сообщениями, что поощряет пересылку интимных снимков, делают Snapchat одним из самых опасных приложений для детей. Кроме того, он включает в себя новостной агрегатор, куда часто попадают «горячие» (=недетские) новости. Тем не менее, по некоторым данным, именно Snapchat (наряду с Instagram) предпочитают дети все более младшего возраста.

 Если вы решите установить себе Snapchat, то сразу вы вряд ли поймете, что там вообще происходит. Не зря газета The Guardian некоторое время назад выпустила целое руководство по его использованию: то, что дети схватывают интуитивно, для взрослых совсем не так очевидно. Основной экран мессенджера – фронтальная камера, которая позволяет сделать снэп, то есть фотографию с надписями, масками и прочими эффектами, которую можно отправить друзьям. Снэп можно будет просмотреть всего два раза и лишь короткое время (от 1 до 10 секунд), после чего он исчезнет. Сообщения в чате также не сохраняются, если человек не решил сохранить их намеренно. В таком случае (а также если человек сделает скриншот чата или снэпа) отправителю приходит соответствующее уведомление (хотя скриншот, конечно, уже никуда не исчезнет).

 Как только при регистрации вы подтверждаете телефон, вы получаете первое достижение. Список достижений очень большой, но все они спрятаны: пока вы не получите достижение, вы не узнаете, что же надо для этого сделать. Но что может быть приятнее, чем похвастаться перед одноклассниками набором наград? Ребенок отправится в интернет и узнает, что часть достижений получить легко, а часть – достаточно сложно: например, нужно сделать 1000 снэпов. И тогда ребенок начинает целенаправленно стремиться к заветному числу. Если это кажется вам глупостью, вспомните: Uber использует ничего не стоящие и не дающие бейджи для поощрения водителей (в основном, взрослых мужчин), и это работает.

 Однако бейдж – это достижение личное, а для нас важны и отношения. В Snapchat есть своеобразное доказательство дружбы: стрики, или серии последовательных дней, когда два человека отправляли друг другу снапы. Представьте, что вы можете запросто представить уровень близости со школьной подружкой или молодым человеком/девушкой в виде понятной всем сверстникам цифры: у нас с Машей серия из 25 дней! Это значит, что 25 дней два ребенка общались с помощью этой конкретной соцсети, причем еще и отправляя друг другу фотографии. Вероятно, такая дружба куда теснее, чем у Насти и Сережи, у которых серия всего 8 дней. Так приложение заставляет пользователей заходить в него ежедневно и тратить время на поддержание таких искусственных метрик дружбы, зачастую со многими людьми сразу. Тоже кажется глупым? Такие способы удержания внимания пользователей использует как сервис обучения языкам Duolingo, так и приложения для фитнеса (Google Fit говорит вам, сколько дней подряд вы выполняли норму по физической активности) и даже один из крупнейших китайских интернет-магазинов.

 Если помните, давным-давно в «ВКонтакте» под профилем пользователя была синяя полоска, показывающая, насколько полным является профиль: чем больше полей личной информации заполнено, тем ближе полоска к сотне. А если добавить пару купленных за скромные деньги или полученных от друзей «голосов», то полоску можно было сделать золотой. «ВКонтакте» от такого рейтинга давно избавилась, а вот LinkedIn, крупнейшая в мире сеть для поиска профессиональных контактов, использует термин «эффективность страницы», зависящий от заполненности страницы, чтобы поощрять людей больше и больше делиться данными, от количества которых зависит эффективность работы алгоритмов соцсети. В Snapchat рейтинг сделан хитрее: точного понимания, что нужно делать, чтобы его поднять, нет, хотя сразу становится понятно, что он как-то зависит от активности и количества снэпов. Желание получить более высокий рейтинг, соответственно, приводит к более активному использованию приложения.

 Snapchat не единственный сервис, старающийся «привязать» пользователей. В других соцсетях есть свои, похожие и не очень механизмы (например, те же самые лайки), удерживающие пользователей у экрана. Все это, в сочетании с боязнью детей пропустить что-то важное (так называемый fear-of-missing-out) и особенностью общения в онлайн, где дети ожидают практически мгновенного ответа на сообщения, заставляет детей и не только проводить в соцсетях часы напролет.

Если у вас после чтения статьи появилось желание отобрать у ребенка смартфон и вручить кнопочную Nokia, ознакомьтесь с нашими советами о том, как сделать пребывание ребенка в мессенджерах и соцсетях более комфортным и безопасным, не лишая его возможности общаться с друзьями в онлайне.

 Хвалите ребенка за его реальные достижения – отметки в школе, грамоты на олимпиадах, места на спортивных состязаниях. Объясните ему, что такие настоящие заслуги куда важнее, чем ничего не стоящие картинки-ачивки или лайки в приложениях: достижения в реальной жизни останутся поводом для гордости навсегда, а популярность приложений со временем зачастую сходит на нет (как это случилось, например, с ICQ).

 Не разрешайте ребенку сидеть в телефоне сутки напролет – соцсети это хорошо, но только когда они не заменяют учебу, реальное общение и другие увлечения и хобби. Будьте для ребенка хорошим примером: детям свойственно копировать поведение родителей, поэтому если вы с утра до вечера сидите в соцсетях, едва ли стоит корить ребенка, что он делает то же самое или что он пытается обойти запреты, которые ему кажутся несправедливыми.

Обратите внимание на то, какие у приложений возрастные рейтинги. Они часто бывают несколько заниженными, но в большинстве случаев на них можно ориентироваться. Так, у «ВКонтакте» и Instagram рейтинг в Google Play – 12+. Разрешать ребенку пользоваться соцсетями до этого возраста рискованно – делайте это, только если имеете полный доступ к аккаунту ребенка.

Почитайте о том, что пишут эксперты по безопасности о том или ином приложении. Возможно в нем нет ничего плохого, а может быть в приложении есть некие «подводные камни», о которых нужно знать и вам, и вашему ребенку, прежде чем начать им пользоваться. Или вовсе не стоит начинать.

Специализированные средства родительского контроля, такие, как Kaspersky Safe Kids, имеют в себе не только средства контроля за временем, которое ребенок проводит за девайсом, но и возможность ограничить установку приложений (в том числе по возрастному признаку). Их использование с как можно более раннего момента (идеально – с момента покупки ребенку первого смартфона) позволяет ребенку понять, что родительский контроль – не ограничение свободы, а забота о безопасности.

 И самый полезный совет: не висните сами в Интернете. Уделите своему ребенку время! Иначе его время, его жизнь достанется другим.

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов